Неизвестный Айвазовский: открываем художника не мариниста.


За Иваном Константиновичем Айвазовским (в миру Ованес Айвазян) заслужено закепилась слава великого мариниста. Между тем, его творческое наследие в 6 тыс полотен включает множество пейзажных, бытовых, портретных и религиозных произведений. И мы отправились в Феодосию знакомиться с настоящим Айвазовским в подлинниках.

Здесь великолепно сохранены два дома, принадлежавшем семье художника. Дом Айвазовского вместе с собранием картин, завещаных городу в память о себе, двухэтажный, в классическом стиле, больше напоминает дворцовое здание, и обрамлен античными скульптурами. В Национальной картинной галерее имени Айвазовского, хранится крупнейшее (более 400) в мире собрание полотен живописца, свыше 11 тыс экспонатов - архивы, фото, предметы быта, мебель.


В доме сестры художника, в нескольких залах демонстрируются марины европейских и русских современников Ивана Айвазовского, работы его внуков и крымских художников. Например, отдельные пространства посвящены пейзажам феодосийского художника Константина Федоровича Богаевского и акварелям коктебельского энциклопедиста и певца серебрянного века Максимилиана Волошина.


Сам музей поразил своим великолепием и изысканностью итальянского ренесанса. Внутреннее убранство, предметы интерьера, богатая отделка создавют впечатление, что здание принадлежало скорее состоятельному вельможе, чем светскому художнику. По всему, Айвазовский жил на широкую ногу, его дом был гостепреимен, здесь собирались друзья, давали приемы и, конечно, творили и растили учеников и последователей.


Картины Айвазовского еще со школьных лет вызывали священный трепет и поражали воображение. Дух захватывало, когда представлял себя на месте терпящих кораблекрушение путешественников или посреди разбушевавшейся стихии вод. Оригиналы картин, через много лет, подарили возможность насладиться не только сюжетами, но и прочувствовать нюансы, проследить технику, погрузиться в первозданные колориты. И все-же, меня интересовал Айвазовский в другой ипостаси - не как маринист, а как классический художник. Ведь чтобы почувствовать масштаб персоны нужно охватить взором все ее грани.


Прежде всего, обращает внимание, что, на не морских полотнах автора, на двух третях пространства царит небо! А его цветовая палитра напоминает море, будто морская картина перевернута, и там, где обычно плещутся волны, основалась земная твердь. Большинство "мирских" сюжетов Айвазовского очень просты, гармоничны и повествуют легкие и светлые истории. На них, как правило, немного персонажей - два-три, и их руки часто воздаты вверх, словно призывают в собеседники кого-то с выси. Впрочем, приглашаю вас в небольшое путешествие по миру Айвазовского не мариниста: лучше один раз увидеть!



Памятник Айвазовскому у его дома
Памятник Айвазовскому у его дома


Дом Айвазовского, одна из главных достопримечательностей Феодосии, спороектирован лично художником
Дом Айвазовского, одна из главных достопримечательностей Феодосии, спороектирован лично художником

Фрагмент фасада дома Айвазовского
Фрагмент фасада дома Айвазовского

Вывеска Национальной картинной галереи Айвазовского
Вывеска Национальной картинной галереи Айвазовского

Здание Национальной картинной галереи Айвазовского
Здание Национальной картинной галереи Айвазовского

Иван Айвазовский, Автопортрет, 1892
Иван Айвазовский, Автопортрет, 1892

Иван Айвазовский, Возвращение со свадьбы, 1891
Иван Айвазовский, Возвращение со свадьбы, 1891

Иван Айвазовский, Богоматерь с младенцем, 1891
Иван Айвазовский, Богоматерь с младенцем, 1891

Иван Айвазовский, Данте и художник в горах, 1883
Иван Айвазовский, Данте и художник в горах, 1883

Иван Айвазовский, Сбор фруктов в Крыму, 1882
Иван Айвазовский, Сбор фруктов в Крыму, 1882

Иван Айвазовский, Обоз чумаков при закате солнца, 1862
Иван Айвазовский, Обоз чумаков при закате солнца, 1862

Иван Айвазовский, Тайная вечеря, 1890-е
Иван Айвазовский, Тайная вечеря, 1890-е

Иван Айвазовский, Девочка с букетом, 1891
Иван Айвазовский, Девочка с букетом, 1891

Константин Богаевский, Феодосия, 1930
Константин Богаевский, Феодосия, 1930

Алексей Ганзен (внук Айвазовского), Осенний пейзаж с домами
Алексей Ганзен (внук Айвазовского), Осенний пейзаж с домами

Улочка современной Феодосии
Улочка современной Феодосии