Первые письменные источники об искусстве декорирования бумаги, известном в европейской культуре как техника Эбру, датированы 8-9 веками нашей эры. Происхождение документов в Японии и Китае, впрочем, не является бесспорным доказательством, что именно в этих странах родилась практика, в славянской традиции близкая к марморированию (расписыванию под мрамор).
Индия, Япония и Китай - этот гигантский золотой треугольник, где, как в огромном котле бродили и формировались культурные традиции человечества, вероятно и есть пространство, в котором практика Эбру достигла совершенства и как вирус распространилась по окрестностям и глубинкам Азии и Востока.
С тех пор утекло много воды, искусство "подделки" бумаги под мрамор наполнилось множеством вариаций, включая различные материалы и способы. Европейцы обратили на него внимание в Турции, своей туристической Мекке, где практика Эбру обросла национальными особенностями и колоритом. Марморированную бумагу там использовали в каллиграфии, а также при изготовлении книг. Отдельная ниша - создание удивительных картин в стиле Эбру.
Похоже, турецким умельцам Эбру стало тесновато на Родине и началась ее экспансия по миру. Европейцы с интересом знакомятся с традиционным турецким декоративным искусством, принимая у себя мастеров Эбру и посещая мастер-классы в Стамбуле. Волна интереса к традиционному турецкому искусству настигла и Украину. Минувшей весною первые паломники от Эбру отправились в бывшую столицу Османской империи постигать секреты декорирования бумаги по-турецки.
Премудростями живописи на воде делился владелец студии Эбру в Стамбуле, мастер Фатих. Занятия проходили каждый день по 6 часов, во время которых были раскрыты секреты декорирования и росписи бумаги. Каждый из нас увез на Родину маленький кусочек Турции, воспоминания о гостеприимстве и множество собственных произведений в технике Эбру.
Ниже - фото-обзор поездки в Стамбул к гуру Эбру Фатиху.
Оксана Лупич, вид на правобережье столицы бывшей Османской империи, Стамбул, из мусульманской части города. По одной из версий, искусство живописи на воде "эбру" родилось именно в Турции.
Вид на Босфор и навигационную башню "Девичья".
Стамбул, как и Киев, расположен на семи холмах. Но если в Киеве в марте возможны снежные вьюги, в бывшей столице Турции в эту пору весеннее буйство.
Непременная церемония перед каждым занятием Эбру - турецкое чаепитие. Терпкий аромат чая и неспешная беседа создают умиротворяющую атмосферу для прикосновения к тайнам искусства восточной живописи.
Так выглядит рабочее место творца Эбру. Более пышные кисти, специально подготовленная вода с водорослями, особые краски
Мастер Фатих демонстрирует этапы создания произведения в технике Эбру.
Авторские работы в мастерской Фатиха обрамлены в традиционный багет с металлическим отливом.
Оксана Лупич, Фантазии на воде, 2013. Особый колорит работе придают традиционные восточные цвета и фантастическое пространство, всегда существующее в единственном экземпляре.
Оксана Лупич, Фантазии на воде #8, 2013
Оксана Лупич, Весенняя метель, 2013
Мастер-классы Эбру проводились исключительно во второй половине дня. А день начинался с экскурсий по достопримечательностям и интересным местам Стамбула. Фото на память с мастером Фатихом и художницами из Киева.